Интеллектуальное Развитие как Элемент Готовности к Школе
Часто родители путают интеллектуальное развитие ребенка с объемом имеющихся у него знаний и навыков (умение читать, считать, писать и т.п.). Но все это — всего лишь обученность.
Что же касается интеллектуального развития, то это не какие-то конкретные знания, а уровень развития мыслительных способностей: умение сравнивать, узнавать, обобщать, классифицировать, делать выводы. Сюда же следует отнести широту представлений (включая образные и пространственные), а также соответствующее речевое развитие. Наконец, еще одной составляющей интеллектуального развития является способность к самообучению и самостоятельному решению задач, познавательная активность.
Наличие знаний и навыков, безусловно, на первых порах облегчит ребенку жизнь и, быть может, даже обеспечит успешность. Однако детский психолог увидит в этом и потенциальные проблемы. Ребенку будет элементарно скучно учить еще раз то, что он и так знает. Кроме того, есть опасность, что первые успехи приучат не напрягаться. А между тем старые запасы со временем иссякнут, и тогда втягиваться в более интенсивную работу будет сложно. Можно самостоятельно продолжать занятия с ребенком, но, по идее, этому и так научат в школе. Поэтому не менее важно сосредоточиться не на конкретных знаниях, а на развитииобучаемости и самостоятельности. Действительно, учеба вызовет массу затруднений на ровном месте у ребенка, который пусть и умеет лучше всех читать, но не способен справиться с застежками на обуви.
На что детский психолог может обратить внимание родителей, кроме уже упомянутых навыков самообслуживания? Прежде всего, на физическое состояние ребенка. Годится практически любая физическая активность. Большое значение имеют творческие занятия (рисование, лепка, конструктор, развивающие игры). Наконец, важнейшее влияние на развитие ребенка, относящееся одновременно к речи, общению, вниманию, памяти, воображению и еще много чему, оказывает чтение детям книг хотя бы полчаса в день. Его можно заменить рассказыванием сказок или историй, но именно живым, а не в записи, и ни в коем случае не просмотром телевизора, особенно взрослых программ. Что именно читать? В принципе, что угодно, лишь бы было написано интересно и грамотно. Главный фактор здесь – живое общение с ребенком и его активная вовлеченность в процесс.