Как Правильно Делать Комплименты?
В одной из песен Булат Окуджава предлагает говорить друг другу комплименты, называя их счастливыми моментами любви. Согласимся с поэтом и попробуем вспомнить, как правильно делать комплименты: где, когда, кому и как.
Хотя люди во все времена высказывали свое одобрение и заинтересованность другими, наиболее стойко традицию комплимента связывают с рыцарской культурой и творчеством средневековья. Даже само слово compliment (отрадное замечание, похвала) — французского происхождения. В более позднее время умение правильно делать комплименты высоко ценилось в обществе и было непременным элементом светской беседы.
Сегодня приоритеты сместились от игры и образности в сторону информативности и функциональности. Современная модель языкового послания должна быть четкой, понятной, и, что особенно важно, — оправданной. Комплимент должен быть сделан своевременно, быть остроумным, кратким и точным. Важно соблюдать «золотую середину»: не переходить на грубую лесть и не позволять себе даже оттенок иронии.
Кому и зачем нужны комплименты?
Они нужны всем без исключения: каждому приятно, когда его наилучшие стороны заметили и оценили по достоинству. Иногда один единственный комплимент, сделанный правильно, способен значительно поднять настроение, улучшить самочувствие, подарить надежду. Поэтому обязательно нужно знать, как правильно делать комплименты. Мы способны помочь друг другу добрым словом, потому что комплимент — это правдивая доброжелательная похвала, которая способна подарить истинное вдохновение. Маленькие дети, взрослые люди, соседи, начальники, подчиненные, друзья и враги — все они не останутся равнодушными. Люди легко забывают объяснения, споры, недоразумения, а хорошую похвалу способны помнить годами.
Признаки правильно сделанного комплимента:
1. Правдивость. Комплимент отличается от лести или простого одобрения. Он должен быть правдивым, но немного преувеличивать те качества, которые собеседник хочет видеть в себе. Лучше сказать женщине: «ты очень хорошо выглядишь», а не «ты прекрасна, как всегда». Когда человек говорит, что не любит комплиментов, он имеет в виду, что его раздражает лесть как неоправданное вранье и грубое средство влияния.
2. Конкретность. Используйте факты, известные вам и собеседнику. Ваша задача — «представить» конкретную ситуацию в наиболее выгодном свете. Отсутствие фактической основы уничтожает комплимент, превращает его в лесть. Хуже всего, когда похвала противоречит фактам: вы замечаете новую прическу коллеги, а человек не был в парикмахерской месяц, восхваляете успешность ребенка, когда его оценки значительно ухудшились. Такой антикомплимент воспринимается как насмешка. Не замечая фактов, вы демонстрируете невнимательность к человеку и можете его серьезно обидеть.
3. Глубина. Тонкий комплимент должен давать возможность дорисовать картину, пофантазировать на заданную тему. Вполне возможно сказать родителям грудного ребенка: «Какой хороший ребенок». Эта короткая фраза содержит в себе большой подтекст: ребенок хороший, потому что похож на своих красивых родителей, он хорош, потому что здоров и ухожен. Это означает, что родители прилагают много усилий для развития ребенка и заслужили похвалу.
4. Сжатость. Высказывание должно быть кратким, точным, включать в себя одну-две мысли. Не надо одним комплиментом хвалить ум, внешность и силу — он потеряет смысл. Длинная одобрительная речь больше похожа на оду. Старайтесь не использовать в высказывании противоположных тезисов: «Ты хороший мальчик, но учиться не хочешь», «Ты симпатичная, но надо похудеть». Из таких фраз человек воспринимает только негативную часть и этот негатив подчеркивается начальной похвалой.
5. Эмпатия. Это способность представить себя на месте другого. Превратитесь в своего собеседника, попробуйте думать так, как он. Тогда вам легко будет сказать удачную фразу. Вы поймете, что нужно хвалить: профессиональные качества или успехи в личной жизни. Эмпатия помогает понять, что даже негативные качества могут быть материалом для комплимента. Жадный человек не ощущает себя скупым, так подчеркните его бережливость и способность грамотно тратить деньги.
6. Свидетели. Если комплимент делать при свидетелях, он становится более значимым. Так уж устроены люди, они хотят социального одобрения. Только не используйте для личных похвал трибуну общего собрания — вас не поймут. Учиться делать комплименты лучше наедине, но помните, что удачное высказывание «на людях» окажет очень сильное влияние.
7. Персонификация. Комплимент должен быть посвящен конкретному человеку и только ему одному. Он должны подчеркивать индивидуальность и уникальность. Найдите особые слова, которые это сделают. Не злоупотребляйте фразами, где встречаются «всегда», «чудесно», «непревзойденно», «гениально», — они значительно снижают ценность высказывания.
Как правильно делать комплименты на людях? Ни в коем случае нельзя дословно повторяться, общаясь с разными людьми, особенно, при свидетелях. Это подчеркнет вашу невнимательность и спровоцирует несерьезное отношение к вашим словам. Если не хватает слов, лучше дружески улыбнуться, чем повторять банальные истины, которые все уже слышали от вас.
Чтобы не выглядеть смешно, старайтесь говорить:
- Уверенным тоном, но доброжелательно;
- Избегайте дешевых эффектов, лишней увлеченности;
- Соотносите жесты и мимику с высказываниями;
- Выбирайте время и место;
- Будьте искренними.
Некоторым людям тяжело не только правильно делать комплименты, но и принимать их. Вас похвалили? Посмотрите в глаза собеседнику, тепло улыбнитесь и поблагодарите. Не возражайте, не преуменьшайте своих достижений. Если комплимент сомнительный — не комментируйте его. Вы слышите грубую лесть и вам это неприятно? Ограничьтесь словами вежливой благодарности.
Как правильно делать комплименты? Учитесь видеть в людях лучшее. Найти, оценить и открыто выразить свое одобрение — в этом состоит искусство делать комплименты. Когда вы делаете искренний комплимент, вы не только передаете информацию на вербальном уровне, но и излучаете положительную энергию. Люди это ощущают и начинают симпатизировать вам. Благодаря комплименту, вы делаете приятное другим и помогаете себе.